Одна из важных задач образования – безопасность жизни ребѐнка и охрана его здоровья. Необходимо не только оберегать детей от опасностей, но и готовить ребѐнка к встрече с возникающими трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в обществе и в быту. Коллектив структурного подразделения МАУ ДО «ЦДО г. Владикавказа» «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Центр диагностики и консультирования «Доверие» оказывает поддержку и методическую помощь коллегам на всех этапах образовательного процесса, особо пристальное внимание уделяется сопровождению воспитанников дошкольного возраста. На базе МБДОУ №49 25 января 2023 года прошло Заседание городского методического объединения педагогов-психологов МБДОУ г. Владикавказа по теме «Работа педагогов-психологов по формированию навыков безопасного поведения детей в дошкольных образовательных организациях».
С приветственным словом к коллегам обратились заместитель директора МАУ ДО «Центр дополнительного образования г. Владикавказа», руководитель Центра «Доверие» Цараева Лилия Алексеевна, методист ВМКУ «ОМЦ» УО г. Владикавказа, руководитель Центра профилактики девиантного поведения детей и молодежи СОПК Тибилова Зарина Казбековна, заведующая МБ ДОУ №49 Золоева Ольга Федоровна. Они раскрыли понятие «безопасность», напомнили аудитории, что в педагогике под безопасностью понимается состояние защищѐнности жизненно — важных интересов личности, общества от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таковых. Ведущие отметили, что дошкольный возраст — один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения, поэтому данное мероприятие – важный шаг на пути подготовки и совершенствования педагогического и профессионального мастерства, создания благоприятной предметно-развивающей среды.
Личность ребенка как особо гибкая и подвижная, неустойчивая система особенно нуждается в обеспечении защищенности ее интересов, потребностей. В организации психолого-педагогической работы по обеспечению психологической безопасности учащихся в дошкольных образовательных организациях ведущую роль играет системный подход. С тематическим докладом, наполненным конкретными примерами и рекомендациями выступила педагог-психолог Центра «Доверие», руководитель МО педагогов-психологов г. Владикавказа Гусова Залина Хаджимуратовна. Затем модератор передала слово коллегам. Заявленные спикеры поделились собственным опытом и наработками. Участники мероприятия с интересом и вниманием заслушали выступление педагога-психолога МБДОУ №83 Габуевой Залины Зелимхановны «Психологическое здоровье дошкольника как одна из системно-качественных составляющих психологической безопасности в ДОУ».
Живой отклик в зале вызвала практическая часть: мастер-классы позволили глубже понять специфику работы, закрепить знания и опыт, стать соучастниками важного воспитательно-творческого процесса. Педагог-психолог Центра «Доверие» Агаева Алана Сослановна провела развивающее занятие «Мир эмоций», направленное на развитие эмоционального интеллекта дошкольников 5-6 лет. Мальчики и девочки с охотой и явным удовольствием включились в процесс познания разнообразных эмоций, откликались на необычные задания, выполняли упражнения психологической и эмоциональной разгрузки, своим задором, искренностью и артистизмом подарили зрителям немало приятных минут.
Эстафетную палочку подхватили взрослые: ведущая деловой игры для педагогов-психологов по моделированию безопасного поведения дошкольников «Безопасный мир дошкольника» педагог-психолог МБДОУ №177 Гаева Людмила Тотразовна провела с командами «Красных» и «Желтых» цикл занимательных и познавательных конкурсов. Каждый этап позволил участникам и зрителям проявить эрудицию, смекалку, деловые и профессиональные качества.
Первостепенную роль в формировании безопасности у ребенка играет семья и близкое окружение. Воспитывая детей, взрослые зачастую опираются на опыт собственных родителей, продолжают решать задачу собственного взросления в ходе воспитания своих потомков. Родительские установки – своеобразные «скрытые послания» и поучения. В семье важно интересоваться проблемами ребенка, во все возникающие в его жизни сложности, помогать развивать его умения и таланты. От взаимопонимания, участия, умения найти правильные слова, выстроить директивы зависит то, каким будет расти малыш, сумеет ли избежать психологических травм и комплексов. Информационная и просветительская работа позволяет выстроить контакт и продуктивный диалог семьи и образовательных учреждений. Педагог-психолог МБДОУ №65 Дигурова Яна Олеговна провела презентацию буклета «Влияние родительских установок на формирование ощущения безопасности детей 3-4 лет», педагог-психолог МБДОУ№49 поделилась с коллегами рекомендациями и памятками, способствующими организации периода адаптации детей в детском учреждении. Участники городского методического объединения поблагодарили организаторов, отметили высокий уровень проведенного мероприятия и полезность полученного опыта.