Специалисты структурного подразделения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Центр диагностики и консультирования «Доверие» 14 февраля 2023 года на базе МБДОУ № 37 провели плановое заседание городского методического объединения по теме «Традиционные и инновационные технологии в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ». Участниками мероприятия стали более 70 учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений г. Владикавказа.
С приветственным словом к собравшимся обратились заведующая МБДОУ № 37 Еналдиева Марина Анатольевна и заместитель директора МАУ ДО «Центр дополнительного образования города Владикавказа», руководитель городского методического объединения учителей-логопедов, председатель ПМПК, кандидат педагогических наук Цараева Лилия Алексеевна. По традиции, были приведены цифры статистики последних лет, свидетельствующие о неуклонном росте количества детей, имеющих проблемы в развитии. «Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе речевой и неречевой деятельности, при активном взаимодействии и взаимопонимании с взрослыми. Приходится с сожалением констатировать факт, что появляется все меньше детей, речь которых развивается без каких-либо отклонений от нормы. Проблема развития речи прибрела в наши дни особую остроту. Педагогическое воздействие коррекционно-логопедической работы по развитию речи детей с ОВЗ – задача сложная, комплексная, требующая всестороннего внимания», — отметила Цараева Л.А., обозначив актуальность темы заседания. Модератор, педагог-психолог Мамукова Э.Э. огласила повестку дня и пригласила коллег к работе.
Выступления специалистов в основной части мероприятия затронули многие аспекты и обозначили пути решения данной разноплановой проблемы. Учитель-логопед МБДОУ № 37 Ахсарова К.Э. познакомила зал со спецификой и особенностями логопедической работы с «безречевыми» детьми, представила методики развития речи и мышления, основанные на собственном опыте и системе потомственного логопеда, Заслуженного учителя РФ Татьяны Ткаченко. Затем учитель-логопед Центра ППМС помощи «Доверие» Нестерова С.С. привлекла внимание коллег к логопедическому массажу – эффективному инструменту коррекции речевых нарушений. Логопедический массаж корректирует произношение звуков, поддерживает тонус мышц речевого аппарата и, главное, помогает логопеду сократить время для формирования правильной речи. Благодаря механическому воздействию улучшаются функции, закрепляется правильное состояние мышц. На сцену был приглашен доброволец. Подробное описание методики, практики и демонстрация техник логомассажа с соблюдением норм СанПина вызвали искренний интерес аудитории. Собравшиеся внимательно следили за всеми манипуляциями и действиями специалиста, получили ответы на многочисленные вопросы, сошлись во мнении, что логопедический массаж — необходимая и действенная часть коррекционных занятий.
Не секрет, что для решения основных задач профилактики вся окружающая ребенка среда должна быть «развивающей», то есть она должна обеспечивать достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений. В наше время одним из актуальных направлений является использование нейропсихологических технологий, внедрение инновационных методик в коррекционный процесс. Учитель–логопед МБДОУ № 176 Изотова Л.Н. рассказала об эффективности игры на развитие межполушарного взаимодействия в коррекционной работе логопедов с детьми с ОВЗ. Были представлены специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, активизации речи, зрительно-моторной пространственной координации. Они позволяют развивать одновременно правое и левое полушария мозга, создают благоприятный эмоциональный фон, помогают оптимизировать работу логопеда. Присутствующие включились в процесс, освоили на личном опыте упражнения на развитие мелкой моторики, игры с ритмом и звуком. Выполнять задачи сначала одной рукой, затем обязательно и другой рукой, одновременно используя речь и движения было непросто, но очень увлекательно. В теплой атмосфере коллективной игры — практики участники повысили навыки, получили заряд бодрости и хорошего настроения.
В продолжение темы взаимодействия в познавательной деятельности учитель-логопед МБДОУ № 81 Бязрова Л.Ю. провела подробную презентацию использования корректурных таблиц для развития речи у детей из коррекционных групп. Информационно-интеллектуальные игры такого плана являются способом развития творчества как у детей, так и у взрослых – родителей, воспитателей и даже педагогических коллективов, Соблюдение психолого–педагогических принципов способствовало преобразованию обучения в интересную и содержательную игру. Учитель-логопед Центра ППМС помощи «Доверие» Чеджемова Д.Х. уделила пристальное внимание профилактике дискгафии у дошкольников, дала методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей, провела упражнения, способствующие формированию развивающей среды, зрительно-пространственного восприятия. Новые методики, активный диалог и обмен опытом позволили закрепить и расширить профессиональные знания и представления.
В финале встречи состоялась блиц-сессия в форме свободного обмена мнениями. На вопросы зала ответили руководитель Центра ППМС помощи «Доверие» Цараева Л.А., педагог-психолог Мамукова Э.Э., также были определены задачи и внесены предложения на будущее.Участники городского методического объединения поблагодарили организаторов за взаимодействие, демонстрационный материал, отметили высокий уровень проведенного мероприятия.