19 января 2023 г. согласно Плану работы структурного подразделения «Центр развития творчества детей и юношества «Нарт» состоялось заседание методического объединения концертмейстеров Центра. На заседании присутствовали заместитель директора МАУДО «Центр дополнительного образования г.Владикавказа» Фидарова Бэла Ирбековна, страший методист Хачирова Бэла Руслановна, педагог – организатор Еналдиева Эмма Семеновна, концертмейстеры Туаллагова Алла Аркадиевна, Бициева Тамара Дзарахметовна, Апостолиди Софья Ивановна, Баскаева Фатма Юрьевна, Бокоева Оксана Хазбиевна, Болотаева Динара Захаровна, Газданова Светлана Сослановна, Бикоевна Залина Гавриловна, Есенов Заур Таймуразович, Мириков Арсен Аликович. Тема заседания — «Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера в учреждении дополнительного образования».
Собравшихся поприветствовала заместитель директора Фидарова Бэла Ирбековна. Отметив актуальность выбранной темы, она подчеркнула, что концертмейстер – одно из ключевых звеньев образовательной структуры учреждения дополнительного образования, от профессионального мастерства концертмейстера напрямую зависит конечный результат обучения.
С основным докладом на заседании выступила концертмейстер высшей категории Туаллагова Алла Аркадиевна. Алла Аркадиевна работает в двух объединениях Центра – вокальной студии «Рухсана» и объединении гимнастики «Грация». Накопленный ею позитивный опыт работы позволяет добиваться высоких показателей учебного процесса. Своим опытом Алла Аркадиевна с удовольствием делится с коллегами.
В своем выступлении Алла Аркадиевна сделала акцент на работе в вокальной студии. Она отметила, что концертмейстер — яркий пример гармоничного сочетания в рамках одной профессии элементов мастерства педагога, музыканта – исполнителя, импровизатора и психолога. Алла Аркадиевна подробно остановилась на следующих слагаемых работы концертмейстера: навыки чтения нот с листа, навыки транспонирования музыкального произведения, навыки подбора на слух мелодии, взаимодействие с педагогом в ходе учебного процесса. Алла Аркадиевна констатировала тот факт, что педагог и концертмейстер, работающие определенное время вместе, нарабатывают совместный профессиональный опыт общения, определенную методику подачи материала, понимают друг друга с полуслова и достигают результатов значительно более высоких, чем педагоги, работающие без концертмейстера. Не все концертмейстеры в полной мере владеют умением подбора музыки на слух. Концертмейстер, «привязанный» к нотам, не всегда может удовлетворить нужды учебного занятия. Подбор аккомпанемента по слуху является не репродуктивным, а творческим процессом, так как концертмейстер создает свой собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкальных действий. Еще один немаловажный навык концертмейстера в вокальном объединении – дублирование вокальной мелодии фортепианной партией. Это требует значительной перестройки всей нотной фактуры и часто бывает необходимо в работе с маленькими вокалистами, еще не имеющими устойчивой интонации на этапе разучивания песен.
В заключение Алла Аркадиевна отметила, что деятельность концертмейстера требует от музыканта многосторонних знаний и умений по сольфеджио, гармонии, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы. Юный вокалист должен воспринимать концертмейстера как партнера и единомышленника, а концертмейстер должен показывать пример работоспособности, чуткого и трепетного отношения к музыке, внутренней культуры.
В обсуждении выступила концертмейстер объединения «Пластика» Бициева Тамара Дзарахметовна. Она рассказала о специфике работы концертмейстера в секции художественной гимнастики. Дети на занятиях объединения, заметила она, получают не только физическое, но и музыкальное развитие. Ведь художественная гимнастика – это сплав музыки и спорта. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер – пианист исполняет музыкальный материал. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты, четкий ритмический рисунок помогают детям вслушаться в аккомпанемент, «отразить» его в спортивно- танцевальных движениях.
Перед собравшимися выступила также старший методист Хачирова Бэла Руслановна. Она остановилась на методических аспектах взаимодействия педагога и концертмейстера, отметив, что участие концертмейстера в разработке образовательных программ, тематических планов, конспектов занятий входит в должностные обязанности концертмейстера наряду с музыкальным сопровождением занятий. Совместная выработка методики преподавания – обязательное условие осуществления образовательной деятельности в объединениях вокала, хореографии, гимнастики. И конечно, только при общей работе педагога и концертмейстера происходит формирование репертуарного плана объединения. Концертмейстер участвует не только в учебной и методической деятельности, но также в тандеме с педагогом организует и проводит воспитательную работу с обучающимися, принимает участие в работе с родителями.
В завершение встречи ее участники поблагодарили выступавших, отметив позитивный эффект от подобной формы обмена опытом.