В структурном подразделении «Центр развития творчества детей и юношества «Нарт» 28 марта 2024 г. состоялось заседание методического объединения концертмейстеров. Тема заседания — «Сущность и функции аккомпанемента в объединениях различной направленности». На заседании присутствовали старший методист Хачирова Б.Р., педагоги – организаторы Чаваев Р.Ш., Кузнецова З.Х., концертмейстеры и педагоги вокальных и хореографических объединений.
Открыла заседание заместитель директора Фидарова Бэла Ирбековна. Она заявила о том, что работа концертмейстера – одно из ключевых звеньев образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. Она подчеркнула, что педагог и концертмейстер должны действовать совместно, согласно учебной программе, подбирая соответственный музыкальный материал. От слаженности этой работы и взаимопонимания с педагогом зависит конечный результат работы детского коллектива.
Программа заседания включала выступления концертмейстеров Туаллаговой Аллы Аркадиевны и Баскаевой Фатимы Юрьевны.
Алла Аркадиевна, являясь на протяжении многих лет аккомпаниатором в вокальной студии, рассмотрела тонкости и функции музыкального сопровождения именно с солистом-вокалистом, то есть певцом. Любой вокалист знает, как удобно петь под гибкий и грамотно выстроенный аккомпанемент пианиста и каково это — потеряться среди композиций, только потому, что аккомпаниатор играет сам по себе. Пианист- концертмейстер должен обладать активным профессиональным вниманием, тонким чутьем к намерениям солиста, умением находить в любой сложной фактуре гармонически «опорные точки», позволяющие сохранить единый с вокалистом темп и упругий метро-ритм. Все нюансы, сложности партии солиста должны быть прочувствованы, эмоционально наполнены в партии концертмейстера. Алла Аркадиевна поделилась своими практическими наработками, дала рекомендации, рассказала о работе с начинающим педагогом – Кокаевой Викторией.
Фатима Юрьевна рассказала об особенностях исполнения музыкального материала в объединении народного танца. Обучение хореографии, в первую очередь народной – одно из важнейших и наиболее востребованных направлений работы многопрофильных учреждений дополнительного образования. Концертмейстер в таком объединении должен быть технически подготовленным гармонистом и помощником педагога. Фатима Юрьевна поделилась техническими приемами игры на осетинской гармошке при исполнении различных народных мелодий: тремолировании, работой мехом, правильной пальцовкой и др. Техника для гармониста, подчеркнула она, это не только беглость пальцев и подвижность кистей рук, но и умение пользоваться самыми различными движениями меха, владение всевозможными средствами музыкальной выразительности, штрихами, нюансами, танцевальными оттенками, различными ритмическими рисунками и т.д.
В ходе обсуждения выступила концертмейстер Бокоева Оксана Хазбиевна. Она высказала мнение, что особенно важным моментом взаимодействия с педагогом становится постановка танцевального номера, когда педагог – хореограф создает рисунок танца, а концертмейстер должен подобрать нужные мелодии и соединить их воедино. Здесь на первый план выходит профессионализм концертмейстера и его музыкальный кругозор, умение понять замысел постановщика и ему соответствовать. Так, поставленные в объединении танцы, в частности, дагестанский перепляс, представляют собой синтез нескольких мелодий – танцев различных народностей Дагестана. Успех номера напрямую зависит от правильно составленной композиции.
Заседание прошло в рабочей, конструктивной атмосфере. Концертмейстерам были даны соответствующие рекомендации.