В Центре «Нарт» 28 января 2025 г. состоялось заседание методического объединения педагогов дополнительного образования вокально- инструментального цикла. В заседании приняли участие педагоги и концертмейстеры объединений «Вокальное искусство», «Осетинская гармоника», «Звуки гармоники», педагоги- организаторы. С докладами выступили Эльза Борисовна Дзуцева и Маргарита Витальевна Баскаева.
Темой доклада Дзуцевой Э.Б. была «Специфика работы с вокальным ансамблем». Как отметила руководитель объединения «Вокальное искусство», вокально-ансамблевая работа имеет свои специфические особенности, требования и основные принципы. Эта работа основана на сочетании индивидуальной и коллективной формы. Если в хоре индивидуальность нивелируется, то в ансамбле – выявляется и влияет на степень выразительности исполнения. Ведь ансамбль – это группа солистов. Поэтому в работе важно: а) развитие каждого голоса, с его тембровой индивидуальностью; б) большая степень умения слушать других, так как голоса должны сочетаться, а не сливаться в один; в) должно быть наличие артистизма у каждого. Дзуцева обратила внимание на важную роль распевки при формировании единого тембра ансамбля, раскрыла основные этапы работы над музыкальным произведением, рассказала о принципах отбора репертуара.
Педагог Баскаева М.В. говорила об основных принципах начального этапа обучения игре на осетинской гармонике. Она заметила, что именно на первых занятиях у ребенка можно пробудить интерес к музыке, инструменту или же уничтожить его навсегда. Руководитель объединения «Осетинская гармоника» подробно остановилась на практических (наглядно-демонстрационных) и теоретических методах обучения. На первых занятиях важно освоить правильную посадку, постановку инструмента, постановку правой и левой руки. Педагог должен объяснить и показать, каким образом извлекается звук, начать учить ведению меха. Первые упражнения должны быть направлены на формирование навыков звукоизвлечения, работы пальцев, отработки технических навыков. Важно правильно подбирать репертуар. Занимаясь подбором музыкальных произведений, педагогу необходимо руководствоваться принципом доступности и посильности. Технологические навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны быть заложены начальными упражнениями. В заключение Баскаева отметила, что начальный этап обучения – это не только период, в который закладываются постановка и начальная техника, это еще и время, когда подлежат становлению отношения между педагогом и учеником.
Заседание объединения прошло в конструктивной атмосфере. Педагогам даны рекомендации по использованию опыта докладчиков в практической деятельности.