В структурном подразделении «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Центр диагностики и консультирования «Доверие» 24 декабря 2024 года состоялся методический семинар-практикум для педагогов «Методологические особенности психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих травматический опыт, в том числе детей участников специальной военной операции». С вступительной речью выступила старший методист Гусова З.Х. Она подчеркнула актуальность повестки в связи с реалиями современности, которые требуют особого внимания к вопросу психологической реабилитации детей из семей участников специальной военной операции. Обозначив цели и задачи, Гусова З.Х, отметила важность применения инновационных методов и приемов в коррекционно-развивающей работе при оказании помощи семьям с детьми, имеющими травматический опыт в анамнезе. «Важно понимать, что дети нуждаются в профессиональной психологической помощи, которая позволит им справиться с трудностями и адаптироваться к новым условиям жизни», — отметила она.
Педагог-психолог Гобаева И.Р. в своём докладе «Специфика психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих травматический опыт, в том числе детей из семей участников специальной военной операции» сформулировала основные методологические особенности организации психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих травматический опыт, через опыт внедрения дополнительной общеразвивающая общеобразовательной комплексной программы по психолого-педагогической поддержке детей, находящихся в психотравмирующей ситуации. Программа разработана в Центре «Доверие» с учетом рекомендуемого Письма Минпросвещения России от 11.08.2023 N АБ-3386/07 «Алгоритм сопровождения в дошкольных образовательных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования детей ветеранов (участников) СВО, обучающихся в соответствующих организациях, в целях оказания таким детям необходимой помощи, в том числе психологической».
Интенсивные негативные эмоции способны дезорганизовать у детей когнитивную деятельность, затрудняя адаптацию происходящим событиям. Сильные переживания, такие как страх, паника, ужас, могут нарушать адекватное восприятие реальности. В предлагаемой Центром «Доверие» программе реабилитации используются различные методы арт-терапии: песочная терапия, эбру, занятия по арт-терапии с использованием нетрадиционных техник. Каждый из перечисленных методов служит гармонизации эмоционального состояния у детей, развивают уверенность в своих силах, побуждают детей к творческим поискам и решениям, развивают умение действовать с разнообразным материалом, мелкую моторику рук. Использование нетрадиционных техник рисования создает ситуацию успеха для каждого ребенка, что способствует формированию позитивной социализации и стабилизации психоэмоционального состояния детей, находящихся в стрессовой ситуации. Материал был представлен педагогами-психологами Кабуловой Н.О., Хатаевой З.В., педагогом дополнительного образования Тибиловой Д.С.
О роли физкультурно-оздоровительной работы в укреплении физического и психического здоровья, снижении уровня тревожности, активации внутренних ресурсов детей, находящихся в психотравмирующей ситуации, рассказал педагог дополнительного образования Атаев Ибрагим Викторович.
Подводя итоги семинара, Гусова З.Х. отметила высокий уровень заинтересованности педагогов в овладении методиками формирования жизнестойкого поведения и выстраивания перспективы у детей, находящихся в психотравмирующей ситуации.