В соответствии с планом работы МАУДО «Центр дополнительного образования г.Владикавказа» на 2023-2024 учебный год 17 мая в структурном подразделении «Центр развития творчества детей и юношества «Нарт» состоялся семинар на тему «Развитие детской одаренности в условиях объединений художественной направленности». Участниками семинара стали педагоги дополнительного образования, педагоги – организаторы и методисты структурных подразделений МАУДО ЦДО г.Владикавказа.
С приветственным словом к собравшимся обратилась заместитель директора МАУДО ЦДО г.Владикавказа Фидарова Бэла Ирбековна. Она отметила, что выявление одаренных детей, становление и образование талантов для развития науки, культуры, производства всегда было в центре внимания государства, общества и рассматривалось как вклад в важный кадровый ресурс России. Бэла Ирбековна подчеркнула актуальность выбранной темы, указав, что система работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования должна содействовать их превращению в талантливых взрослых, которые, раскрываясь и реализуясь в своей профессиональной деятельности, становятся движущей силой развития государства и общества. Именно учреждения дополнительного образования играют ключевую роль в развитии детской одаренности и талантливости, поскольку здесь дети могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Также Бэла Ирбековна познакомила участников с программой семинара.
С методическим сообщением «Одаренность как психолого – педагогический феномен» перед собравшимися выступила старший методист Хачирова Бэла Руслановна. Она сделала обзор основополагающего документа для организации системы работы с одаренными детьми – Рабочей концепции одаренности, разработанной в 2003г отечественными педагогами и психологами под руководством Д.Б. Богоявленской в рамках Федеральной целевой программы «Одаренные дети». Бэла Руслановна раскрыла ключевые понятия, признаки детской одаренности, познакомила с классификацией видов одаренности. Отдельно она остановилась на проблеме дисгармоничного развития личности одаренного ребенка, причинах и следствиях этого явления. Докладчица указала, что знание и понимание своеобразия одаренных детей этого типа является принципиально важным для успешной педагогической работы с ними. Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и учитывать особенности личности конкретного ребенка.
В дальнейшем Бэла Руслановна подробно остановилась на построении стратегии работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования, выделив следующие этап: диагностика и выявление, создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей, система мероприятий для развития творческих способностей, стимулирование и поощрение юных талантов. Был сделан обзор принципов, форм, приемов и методов работы педагога в этой категорией обучающихся, а также с их родителями.
Следующим этапом семинара стало анкетирование. Участники ответили на вопросы анкеты «Карта одаренности», охарактеризовав конкретных детей – обучающихся. Анкета адресована прежде всего родителям для определения приоритетных сторон развития ребенка, в которых он проявляет наиболее явную увлеченность и способности.
Участникам семинара был предложен методический материал – тесты – опросники для выявления уровня самооценки одаренного ребенка, анкеты для организации педагогического наблюдения за обучающимися, советы для родителей.
Теоретическую часть семинара продолжила практическая: мастер – классы, подготовленные педагогами СП ЦРТДЮ «Нарт». Мастер – класс по обучению вокалу подготовила и провела педагог дополнительного образования, руководитель вокальной студии «Радуга» Дзуцева Эльза Борисовна. Она продемонстрировала способы работы над многоголосием с вокальным ансамблем. Гостям были предложены ансамблевые и сольные композиции в исполнении вокалистов объединения. Руководитель объединения «Дидинаг» педагог дополнительного образования Баскаева Маргарита Витальевна представила собравшимся выступления солистов и младшего и старшего ансамблей гармонистов. С особой гордостью она познакомила участников семинара с обучающейся объединения Бугуловой Алисией, недавно завоевавшей гран – при Республиканского конкурса «Звезды Владикавказа».
В дальнейшем участников форума ожидал мастер – класс по декоративно – прикладному искусству «Оформление открытки в технике «скрапбукинг», который провела педагог дополнительного образования Ёлхина Наталья Станиславовна. Педагоги и методисты с увлечением работали над творческим заданием, а помогали им в этом воспитанницы объединения «Страна фантазии».
В завершение встречи между ее участниками состоялся обмен мнениями, обсуждение итогов семинара.