В соответствии с планом работы МАУДО «Центр дополнительного образования г.Владикавказа» на 2022-2023 учебный год 16 мая в структурном подразделении «Центр развития творчества детей и юношества «Нарт» состоялся семинар на тему «Учебное занятие в учреждении дополнительного образования с точки зрения личностно – ориентированного обучения». Участниками семинара стали педагоги дополнительного образования, педагоги – организаторы и методисты структурных подразделений МАУДО ЦДО г.Владикавказа.
С приветственным словом к собравшимся обратилась заместитель директора МАУДО ЦДО г.Владикавказа Фидарова Бэла Ирбековна. Она подчеркнула актуальность выбранной темы, важность применения технологии личностно – ориентированного обучения при построении занятия в объединении дополнительного образования, познакомила с программой семинара.
Методическое сообщение на тему семинара сделала старший методист СП ЦРТДЮ «Нарт» Хачирова Бэла Руслановна. Она рассказала о принципах, на которых основывается личностно – ориентированное обучение, формах организации занятия, методах и средствах обучения в рамках этой технологии.
Специфика дополнительного образования заключается в практико – ориентированном характере обучения, то есть мы учим деятельности, формируем не объем теоретических знаний, а набор умений и навыков в выбранном виде деятельности. Основная группа методов обучения – преобладают не словесные, а наглядные методы, как правило, это демонстрация образца действия. Тем не менее, именно в системе дополнительного образования личностно – ориентированное обучение становится ведущей технологией.
Термин «личностно – ориентированное обучение» был предложен доктором наук, педагогом, психологом И.С. Якиманской. Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования и обогащается. Цель личностно-ориентированного занятия – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Это процесс, направленный на достижение активности личности ученика в учебном процессе и сохранение этого состояния на всем протяжении обучения.
Хачирова раскрыла те критерии, которым должно соответствовать занятие с точки зрения личностно – ориентированного обучения. Это прежде всего мотивация обучающегося к целеполаганию, использование проблемных, творческих заданий, рефлексия, то есть обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, создание положительного эмоционального настроя на работу всех обучающихся в ходе занятия, и т.д. Но любое обучение и воспитание начинается с личности педагога, подчеркнула выступающая. Зная, что только личность обучает и воспитывает другую личность, необходимо обратить особое внимание на себя – педагога, на уровень педагогического мастерства, на результативность работы, выработать свою личностно – ориентированную позицию.
Следующим этапом семинара стал «мозговой штурм». Он включал выполнение задания на сравнение традиционного и личностно – ориентированного занятия по нескольким параметрам: цель, методы, принципы, мотивация, результат и др. Затем участники семинара решали кроссворд «Знаем ли мы педагогику».
Теоретическую часть семинара продолжила практическая: мастер – классы, подготовленные педагогами СП ЦРТДЮ «Нарт». Мастер класс по изобразительному искусству на тему «Осетинский орнамент. Точечная роспись» подготовила и провела руководитель изостудии «Палитра» Боранова Анна Михайловна. Мастер – класс по художественной гимнастике, который назывался «Художественная гимнастика – гармония искусства и спорта» показала руководитель объединения «Пластика» Мирикова Ирина Андреевна. На обоих занятиях педагоги на практике применяли методы и приемы личностно – ориентированного обучения.
В завершение встречи между ее участниками состоялся обмен мнениями, обсуждение итогов семинара.