Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Истоки творческих способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
14 декабря 2022г в структурном подразделении «Центр развития творчества детей и юношества «Нарт» прошло заседание методического объединения педагогов дополнительного образования. Тема заседания «Конструирование и моделирование из бумаги как начальный этап обучения техническому творчеству». Участниками стали педагоги по изобразительному искусству Боранова А.М, Гавалиди М.Г., педагоги по декоративно – прикладному искусству Ёлхина Н.С., Козырева К.С., педагоги по техническому творчеству Етдзаева А.М., Дегтярцева Н.В., старший методист Хачирова Б.Р., заместитель директора Фидарова Б.И., педагоги- организаторы.
Цель заседания – обмен опытом работы в области декоративно – прикладного и технического творчества, внедрение новых технологий бумагопластики и методик преподавания, повышение профессионального мастерства.
С сообщением перед участниками заседания выступила руководитель творческого объединения «Технический дизайн» Етдзаева Алла Муратовна. Она рассказала о своем опыте работы с детьми. Конструирование и моделирование — первая ступень или первый шаг детей в область технического творчества. Бытует мнение, что им смогут заниматься только дети — технари. Алла Муратовна высказала мнение, что начальным техническим моделированием могут и должны заниматься все дети, и технари, и гуманитарии. В процессе конструирования у ребенка развивается не только творческое мышление, но и способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Во время работы развивается память, совершенствуются трудовые умения, формируется культура труда, дети обучаются аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Доказано, что бумажное моделирование способствует повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию внимательности, смышлености, логичности.
Педагог говорила о двух видах детского конструирования, включенных в программу объединения: техническом и художественном, которые различаются как используемыми материалами, так и изображаемыми объектами, художественными задачами, стоящими перед ребенком.
Алла Муратовна сделала экскурс в историю бумагопластики, продемонстрировала разновидности этого искусства: оригами, киригами, квиллинг, плетение из бумажной лозы, торцевание, айрис-фолдинг, аппликация, папье-маше, декупаж, бумажная скульптура и др. Она заметила, что бумажное моделирование является современным и активно развивающимся направлением, популярным во всем мире. Педагог старается быть в курсе нововведений, пробовать их в собственном творчестве, включать по возможности в занятия с детьми.
В заключении Алла Муратовна подчеркнула, что занятия моделированием и конструированием из бумаги имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Навыки различных видов деятельности, полученные на занятиях, помогут лучше учиться в школе, мыслить творчески, нешаблонно.
В обсуждении выступили педагог дополнительного образования Козырева К.С., старший методист Хачирова Б.Р.
Ксения Козырева руководит объединением «Бумагопластика» на базе МБОУ СОШ №37. Она рассказала, что бумага – наиболее доступный материал для творчества. В ее объединении дети с увлечением занимаются аппликацией, оригами и киригами. Эти виды искусства понятны детям 7-9 лет. Работа происходит по образцам, по определенному алгоритму. У детей развивается логическое мышление, внимание, творческое воображение.
Хачирова Б.Р. высказалась о значении, которое имеет для ребенка прикладное творчество. Оно способствует психической релаксации, снятию эмоционального и интеллектуального напряжения, которое накапливается в процессе школьных занятий. Зачастую психологи говорят о состоянии дезадаптации, возникающей у детей в результате неудач в освоении школьной программы. А художественное творчество благодаря своему разнообразию позволяет каждому ребенку пережить ситуацию успеха, ощутить уверенность в своих силах.
В завершение встречи поступило предложение организовать взаимопосещение занятий внутри цикла и обмен практическим опытом.