В структурном подразделении «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Центр диагностики и консультирования «Доверие» 28 марта 2023 года прошел методический семинар – практикум для учителей-логопедов «Ранняя профилактика нарушений письменной и устной речи у дошкольников». С приветственным словом к залу обратилась заместитель директора МАУ ДО «ЦДО города Владикавказа», руководитель Центра ППМС помощи «Доверие» Цараева Лилия Алексеевна. Она подчеркнула актуальность повестки в связи с увеличивающимся ежегодно числом детей, нуждающихся в помощи и коррекции нарушений речи. Модератор заседания, старший методист Центра ППМС помощи «Доверие» Торчинова Анжела Эльбрусовна обозначила цели и задачи, определила условия, сопутствующие профилактике нарушений письменной и устной речи у дошкольников для успешного дальнейшего развития и учебы. Также аудитория затронула важную тему работы с родителями.
К пленарному заседанию специалисты подготовили доклады, в которых углубленно рассмотрели многие аспекты разноплановой деятельности. Так, учитель-логопед Цаллагова З.С. подробно остановилась на основной теме, дала рекомендации по профилактике дисграфии у дошкольников с ОНР, провела обзор дидактических игр на развитие внимания и памяти «Угадай, кто это?», «Четвертый лишний», «Эхо», и предложила задания, направленные на предупреждение и коррекцию различных видов дисграфии. Учитель-логопед Чкареули Ш.Г. ознакомила участников семинара с методиками и элементами пространственного ориентирования. Наглядные примеры показали, что на каждом этапе работы по оттачиванию навыков ориентирования в окружающем пространстве соблюдается определенная последовательность. Сначала дети обучаются раскладыванию, расположению и размещению предметов особым образом. Затем – определению расположения объекта в пространстве, не манипулируя предметами и их изображениями, схемами. Собравшиеся с интересом провели упражнения со звуком и текстом, игры с буквами, упражнения на развитее моторики. Физминутки и гимнастика для пальцев рук в сочетании с закреплением направлений пространства способствовали снятию умственного и психофизического напряжения и лучшему усвоению материала. Учитель-логопед Пухаева О.А. в своем докладе рассказала о развитии слухового и зрительного внимания у детей с нарушениями речи.
Не секрет, что на начальном этапе жизни формируется личность человека, основные умения и качества. Именно в этот период проявляются и выходят на первый план специфические особенности ребенка, которые могут помешать ему научиться читать и писать наравне со сверстниками. Успешная коррекция во многом зависит от вовлеченности родителей в этот процесс, их терпения, деликатности и чуткости. Команда специалистов, включающая нейропсихологов, логопедов-дефектологов и детских психологов Центра «Доверие» оказывает разностороннюю помощь, неустанно совершенствует программу работы с детьми с сопутствующими нарушениями обучаемости. В основном блоке семинара прошла презентация буклетов для родителей. Среди них: «Советы родителям по предупреждении дискгафии у детей дошкольного возраста (учитель-логопед Чеджемова Д.Х.), «Игры и упражнения для профилактики дислексии у детей младшего школьного и дошкольного возраста» (учитель-логопед Нестерова С.С.), «Развитие слухового и зрительного внимания у детей с нарушениями речи» (учитель-логопед Пухаева О.А), «Пространственное ориентирование как профилактика дисграфии» (учитель-логопед Чкареули Ш.Г.), «Подбор дидактических игр и рекомендаций по профилактике дисграфии у дошкольников с ОНР» (учитель-логопед Цаллагова З.С.), «Как помочь ребенку, который медленно читает» (учитель-логопед Качмазова А.М.).Представленные информационные материалы направлены на развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи, формирование правильного звукопроизношения, развитие моторики и графических навыков, звукобуквенного анализа, словаря и обучение чтению. Присутствующие единодушно сошлись во мнении, что, если внимательно отнестись ко всем этим направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма и речи.
Мероприятие прошло в деловой и позитивной атмосфере. По окончании заседания состоялась традиционная блиц-сессия. Был определен круг насущных проблем в работе учителя-логопеда, нуждающихся в обсуждении. Подводя итоги семинара, руководитель Центра ППМС помощи «Доверие» Цараева Л.А. отметила высокий профессионализм и конструктивный характер встречи, дала установку на развитие методической базы и тиражирование опыта, пожелала коллегам дальнейшего совершенствования и успехов.